Как я лепил скульптуру
Или история одной статуэтки, которая в поисках совершенства изменилась настолько, что потеряла свою форму, и в итоге пропала.
Во времена, когда я занимался бодибилдингом и отчаянно искал способ как набрать мышечную массу, я увлекся лепкой. Бронзовые статуэтки, призы культуристов – уменьшенные копии самих спортсменов, были необычайно красивы. «Если я могу вылепить своё тело, может я смогу вылепить и такую скульптуру атлета, как стимул к собственному росту?» — подумал я.
Отыскав подходящую картинку с торсом Арнольда Шварценеггера в качестве образца, я принялся за дело. Надо сказать, что ногам я уделял мало внимания, а потому верхней части тела мне показалось достаточно. Взяв пачку детского пластилина, начал лепить. Стоит отметить, что для таких серьёзных проектов лучше использовать специальный скульптурный пластилин, который продаётся в магазине для художников. Он более твёрдый благодаря повышенному содержанию воска, а потому лучше сохраняет форму. Тогда я не знал об этом. На дворе была зима, и пластилин и так был достаточно крепким. Незнание предмета «лепка фигуры» едва не стоила мне потери ещё незавершенного макета.
Мораль: прежде, чем начать делать что-то, нужно узнать как это делать.
Image 1: Вариант 1 — скульптура атлета, пластилиновая модель.
Как выяснилось позже, уже вылепленный торс выглядел хоть и внушительно, но незавершенно, чего-то не хватало. Пришлось делать ноги. В смысле лепить, а Вы что подумали? Ещё одна ошибка по незнанию. Никто не лепит частями, а потом соединяет их, в надежде, что это будет держаться. Сначала нужно сделать общую форму всей модели, придать ей положение и направление, а лишь затем, постепенно отсекая или добавляя, приводить её к конкретике.
Когда скульптура высотой сантиметров 30 была, наконец, собрана, покрыл её лаком для красоты и жёсткости. Тогда я не думал ещё о переводе модели в другое — более твёрдое состояние. Мне казалось — это вполне надёжно и хорошо сохранится. Однако, с наступлением лета, воздух нагрелся, и пластилин начал плавиться. Статуэтка стала разваливаться, меняя форму, она буквально растекалась. Теперь, казавшийся мощным атлет уже не мог самостоятельно стоять на своих ослабших ногах. Они размякли и сплющивались под весом тяжёлого тела, становясь похожими на слоновьи ноги.
Image 2: Набросок — скелет и мышцы.
Интуитивно я понял, что основа любой фигуры – костяк, скелет. Именно кость, как позднее подсказал мне скульптор, является опорными точками рисунка или скульптуры живого существа. Обозначь и закрепи эти точки и лепи форму от них. Мышцы могут быть больше или меньше, но они растут от кости, которая всегда неизменна.
Чтобы установить модель требовался каркас. Оказывается, каркас нужно было делать сразу, создавая своеобразный скелет модели. Я соорудил его на деревянном основании, согнув стальной прут, который пришлось встроить вместо позвоночника, разобрав скульптуру.
Конструкция держателя модели вышла очень громоздкая и ненадёжная в связи с нарушением технологии изготовления и последовательности действий. Каркас нужно делать в первую очередь — это удержит модель и поможет сформировать общий вид.
Вернуть прежнюю форму из-за слоя лака и генетических изменений под воздействием солнца не удалось. Пришлось изменить макет. Спортсмен встал в другую позу, отставив левую ногу назад, слегка согнув колено передней ноги и приподняв руку, повернул корпус, выстроив линию к звёздам (рисунок и фото внизу). Получалась совсем другая модель.
А, чтобы окончательно не потерять её, возникла идея отлить, ещё «живую», но задыхающуюся от жары статуэтку, в гипсе. Учитывая, что я так же не знаю основ литья, нужно искать мастера. “По-идее, любой скульптор должен знать технологию отливки из гипса. Обращусь за помощью. Где расположены скульптурные мастерские я знаю, постучусь в первую попавшуюся, на удачу”.
Удача не заставила себя ждать, так я познакомился со скульптором Валентином Дмитриевичем Свешниковым. Моя модель ему понравилась, и он отдал её сыну, тоже скульптору и формовщику, для отливки. А так же предложил поучиться лепке фигуры и рисунку, уделив мне своё драгоценное время. И я стал читать нужные книги. А так же, ходить на “занятия” в мастерскую скульптора, и Академию Художеств, выполняя задания, лепя копии статуэток в музее и рисуя наброски.
Я и не знал, что можно нарисовать ровный овал круговым движением запястья! Оказывается, скульптор должен уметь рисовать, и, причём хорошо! Скульптор — тот же художник, возможно, более конкретно чувствующий объем. Как выяснилось, показать объем можно не тенью, а за счёт нажима карандаша, только толщиной линии! Ничего себе!
Мораль: Для начала нужно научиться делать эскизы к своим задумкам, чтобы лучше понимать форму.
Правда, рисовать, держа карандаш правильно, остриём вверх, как шпагу, я так и не научился.
Image 3: Эскизы скульптуры, которая должна получиться в итоге.
Эти наброски были сделаны совместно со скульптором, и уже после того, как статуэтка была отлита. Умей я раньше делать такие зарисовки, я бы слепил иначе. А потому, модель требует доработки.
Image 4: Вариант 2 — изменённая скульптура атлета, гипсовая модель.
Как мне хотелось довести до совершенства, поправить и отшлифовать эту статуэтку до блеска, чтобы потом, возможно, отлить её в бронзе. Тем более, что такая возможность у меня появилась. Я шкурил, стачивал и вновь добавлял мышцы из разведённого гипса, формируя новую модель, не понимая, чего же я хочу добиться, и совсем забыв про эскизы. Уже опять зима, а я всё на месте, да и вышло не то, что я хотел.
Мораль: в затянувшейся работе забываются первоначальные цели.
В конце концов – итог предсказуем, в очередной раз, поправляя модель, я уронил скульптуру и разбил. Так разбились мечты!
Понадобилось лет десять, прежде чем я снова начал лепить, правда теперь это всего-лишь поделки из пластики…
Возможно когда-нибудь, я соберусь и вылеплю новую скульптуру, ещё лучше и быстрее, по вдохновению…
Теперь, когда я всё знаю…
Теги: рисунки, сила и красота, скульптура, увлечения.
вот это умелые руки, вот это я понимаю! понравились скульптуры, и мне кажется, что лепкой вам точно надо продолжать заниматься
Спасибо, Марина. Осталась еще пара незавершённых скульптурных проектов из прошлого. Их бы закончить, но, опять пластилин! Нужно учиться отливать из гипса. Или перейти на пластику и сделать что-то новое…
Жаль, что столько времени потеряно. Это ж сколько можно было скульптур слепить.
Согласен, Сергей. Правда с тех пор, как я стал профессионально заниматься фотографией, время есть только зимой. Всё-равно перерывы получаются.
Надеюсь, что ты вернешься к скульптуре.
Конечно, скульптор должен уметь рисовать, вспомни Родена и его живые, легкие рисунки, намекающие на форму и объем.
Очень хорошо тебя понимаю, что перерыв на 10 лет затянулся. Когда я потеряла в юности целую папку своих картин, то не могла рисовать 3 года. Для меня это очень большой срок, так как рисовала я до этого каждый день. Но постепенно горечь прошла и я опять стала вдохновенно работать. Так что желаю тебе много новых скульптур, Сергей! Все у тебя получится еще лучше, чем раньше!
Спасибо, Мария. Тоже надеюсь. Сегодня ещё пластику купил, есть желание, было бы время.
Действительно, было обидно, первый опыт и пропал даром. Такой удар. А потом как-то забылось…
Тем летом, когда я лепил, тоже рисовал каждый день. Таково было задание Валентина Свешникова. Постоянно делать быстрые наброски людей и животных в движении, чтобы уловить его. А так же пытаться показать объем, рисуя с натуры, в том числе и скульптуру.
Никогда бы не подумал, что столько надо знать нюансов в скульптуре), ну это наверное, как и в любом дело — куча настроек, доводок и прочего. Спасибо за статью, получил истинное удовольствие.
Да, если бы я, Владимир, знал ранее, что много нюансов — может и не начал бы лепить. С другой стороны — хороший учитель подвернулся. Спасибо.
Сергей, я просто в восхищении. Это же надо — такую скульптуру вылепить! да Вы — и в этом — талант!
Спасибо, Галина. Только на фото и осталась… Что-то все таланты мимо кассы, только для удовольствия.
Серёжа, какой Вы, оказывается, разносторонний! Так интересно было читать ваш опыт! А скульптура получилась изумительная!
Жаль что 10 лет потеряны
Отличное чтиво. У вас довольно интересный путь познания, немного чувствуется ностальгия 90-х. Наверное из-за первого фото )))) Вам действительно стоит продолжать это дело, у вас довольно хорошо получается, и подход по сути правильный, хоть и через грабли)))
А Вы фотографировали Вашего учителя? Мне кажется, у Вас бы это получилось — передать такой талант на фото)
Вы имеете в виду скульптора Свешникова? К сожалению, не фотографировал. Жаль. Я был в его мастерской — там такие интересные вещи были — чего стоит одна еще не оконченная на тот момент скульптура Георгия Победоносца с драконом….
Что же так, просто в голову не пришло его сфотографировать?) У него типаж интересный, глаза яркие.
Да, скульптор он сильный, знаем-знаем его работы очень хорошо.